ЛЕГЕНДАРНЫЕ ПОГРАНИЧНЫЕ ФОТОГРАФИИ
Снег «тревожке» не преграда
В 1965 году, сотрудник редакции газеты Краснознамённого Восточного пограничного округа «Часовой Родины», рядовой Григорий Бибик по заданию главного редактора выехал на участок Зайсанского погранотряда. Готовя зимний иллюстративный ряд для газеты, молодой фотокорреспондент решил сделать динамичный ночной снимок. Он долго обдумывал и планировал его композицию и размышлял над сценарием. Наконец сюжет будущего кадра, что называется, созрел.
Прибыв на заставу, Григорий обрисовал начальнику свой художественный замысел, который планировал осуществить ночью, и поинтересовался, есть ли на участке передвижная прожекторная станция. Старший лейтенант ответил обстоятельно: — На заставе имеется уже не новый, но очень надёжный осветительный прибор АПМ-90. Он питается электроэнергией, снимаемой с генератора, подключённого к автомобильному двигателю через коробку отбора мощности. Для направления прибора по углу и азимуту достаточно удерживать его за специальные поручни. Хороший аппарат! Правда, в последнее время мы его редко используем. Так что предстоящая съёмка — отличный повод для тренировки расчёта прожектора. Чем ещё мы можем помочь родной газете? Фотокорреспондент рассказал офицеру, как он видит процесс намеченной съёмки и что кроме прожектора необходимо для её проведения. Идея состояла в том, чтобы в кадре оказалась экипированная по всем правилам тревожная группа, в составе которой обязательно должен быть инструктор служебной собаки со своим верным питомцем — главные герои снимка. А прожектор создаст световой рисунок. — И вот ещё что: с неба должен падать снег. — Снег? Да где же я его возьму? Последний раз он выпал несколько дней назад… — развёл руками старший лейтенант и после паузы пошутил: — Может, ветром обойдёмся? Он в Казахстане приличный! Бибик ответил старлею улыбкой: — Ветер — это хорошо… А снег мы сделаем!
Поздним вечером тревожная группа в составе семерых пограничников в белых маскхалатах построилась на плацу. Рослый сержант доложил начальнику заставы о готовности выдвинуться к месту, где уже развернули прожекторную установку на автомобиле ЗИС-150. Расчёт АПМ-90 был готов в любой момент пронзить скрытое во мраке пространство бескрайней казахстанской степи белым лучом дугового прожектора. Прибыв на место, Григорий Бибик проинструктировал всех участников предстоящей съёмки, что и как они должны делать: — Бежать вам надо быстро, плотной группой, рассредоточившись в ширину так, чтобы никто не закрывал собой других участников съёмки. На заднем плане будет работать прожектор: контровой тип освещения придаст сюжету тональную перспективу, или, проще говоря, высветлит даль. Начнём через пять минут. За это время фотокорреспондент выбрал точку съёмки и фокусное расстояние объектива камеры таким образом, чтобы сформировать в кадре разные планы для гармоничного восприятия пространственной перспективы — передний, средний и дальний. «Выдержка затвора фотоаппарата должна быть довольно длинной, это необходимо для создания смазанных линий движущихся и стационарных объектов, — размышлял Бибик. — Тем самым можно усилить зрительный эффект движения. Ну и обязательно нужно будет использовать методику «съёмки с проводкой» — постараться сопроводить камерой «тревожку», сохраняя положение бегущих пограничников на одном и том же месте в видоискателе».
Всё это молодой, тем не менее довольно опытный корреспондент делал и прежде. Но как организовать в кадре снегопад? «Преобразить погоду» помогли два солдата, «вооружённые» лопатами для уборки снега. Им предстояло, зайдя с подветренной стороны, зачерпывать деревянными лопатами выпавший ранее снег и как можно выше подбрасывать его. «Всё остальное степной ветер сделает сам», — решил Бибик. Так и получилось. Подхватывая сыпучие сухие снежинки, ветер с большой скоростью нёс их навстречу бегущим пограничникам, превратив на снимке белую «пыль» в горизонтальные резкие линии, которые придали композиции желаемые стремительность и динамику. Корреспондент стоял, широко расставив ноги, и замёрзшими руками крепко держал безотказную фотокамеру «Искра». Кадр за кадром он отрабатывал всё новые и новые дубли — почти два десятка. Спросите, зачем понадобилось так много? Да чтобы «поймать» нужную, красивую фазу движения главных действующих лиц. Когда снега вокруг пограничников с лопатами уже практически не осталось, наконец прозвучала команда: «Снято!» Фотография тревожной группы, сделанная февральской ночью 1965-го в Зайсанском погранотряде, получилась, как говорится, на загляденье. Поэтому её опубликовала не только окружная газета, но и журнал «Пограничник». Впрочем, судите сами: «тревожка», мчащаяся по следу нарушителя под рукотворным снегопадом, перед вами.